Мотивация сотрудников: когда работа приносит не только деньги
Все мы любим скидки, акции, кешбэк, бонусные программы — вот это все. А почему бы не привнести это и в свою компанию?
Мотивация
Мотивация может быть материальная, то есть денежная, а может быть нематериальная.
В 2019 году международная рекрутинговая компания Hays в России провела исследование «Поколение Z», в котором приняли участие 2217 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет.
Несколько интересных фактов.
Главным материальные факторы мотивации, который указали представители поколения Z – это базовый оклад. Именно он важен для 64% респондентов. 48% молодых людей указали, что их мотивирует возможность получить бонусы за выполнение поставленных целей, и еще 47% сказали, что мотивацией для них будет служить белая зарплата.
Рассмотрим на примере мотивационной программы для сотрудников нашего клиента, реализованной в корпоративном портале Битрикс24, как можно создать гибрид, совместив материальное с нематериальным.
Бонусная программа
Любая бонусная программа должна приносить пользу как компании, так и ее сотрудникам. Для этого сначала нужно определить следующее:
- Какая выгода для компании и сотрудников?
- Куда и как сотрудники смогут тратить бонусы?
Основной выгодой и двигателем бонусной системы можно считать мотивацию сотрудников на выполнение планов и необходимых показателей.
Если совсем упростить: показал результат – получай бонусы. Назовем его бонусный пряник :)
Ну а для сотрудника нужен интересный для него «обменник». Это может быть и собственный магазин, различные привилегии, купоны, скидки у партнеров, возмещение денег за спорт и т.д.
Список «пряников» у каждой компании свой и зависит от возможностей компании и желаний сотрудников. Если обобщить, то выгода для сотрудника – получение каких-то благ, за качественное выполнение своей работы и иные действия в пользу компании.
Итак, пример одной из мотивационных программ для ритейл компании с более чем 3 500 сотрудников, работающих как в рознице, так и в офисе компании.
В корпоративном портале для бонусной программы выделен отдельный раздел. У сотрудников есть возможность:
- Потратить заработанные бонусы на товары внутреннего магазина компании;
- Стать резидентом премиального клуба IN.CLUB с дополнительными привилегиями;
- Номинировать других сотрудников или целые команды за определенные заслуги (об этом подробнее ниже);
- Получить бонусы за свою активность (в соц. сетях и на оффлайн мероприятиях);
- Получить бонусы за свою результативность (выполнение планов и показателей);
Также есть возможность дарить бонусы другим сотрудникам. Теоретически можно выстроить целую бонусную пирамиду :)
Но основное внимание мы уделим номинированию сотрудников. Это очень крутой функционал, тесно переплетающийся с бонусами.
Номинации
Итак, что же таит в себе функционал номинаций?
На самом деле все очень просто: каждый сотрудник, может номинировать другого сотрудника по определённым критериям: уважение, ответственность, честность и другим ценностям, которые определены в компании. Количество голосов, которые сотрудник может отдать строго ограничен, поэтому отданный голос отдается за реальные заслуги.
В течение года (раз в квартал, либо раз в месяц) подводится итог номинаций и составляется ТОП 20 и ТОП 100. Сотрудники, попавшие в указанные топы, получают бонусные вознаграждения. Помимо сотрудников также номинировать можно целые отделы и команды.
Что это дает?
Для сотрудников мотивационная программа - простой и эффективный способ проявить себя: помогать коллегам, активно учувствовать в корпоративной жизни компании и качественно выполнять свою работу. Многим людям помимо финансовой составляющей также важно признание.
Думаю, каждый помнит в школе был стенд с надписью «ИМИ ГОРДИТСЯ ШКОЛА», а в Советские времена сложно было себе представить предприятие без доски почета. Спустя несколько десятилетий компании возвращаются к практике выделения лучших сотрудников, изменился лишь формат.
В нашем примере лучшие из лучших по количеству баллов (IN.COIN) попадают в привилегированный клуб, который открывает дополнительные возможности по использованию накопленных IN.COIN. Например, потратить их на компенсацию внешнего обучения, индивидуальный план развития с коучем или проездной на все виды транспорта на целый год и многое другое.
Для компании внедрение бонусной программы – это прежде всего мотивация сотрудников на активное участие в жизни компании, выполнение своих обязанностей качественно и в срок, дружественная атмосфера и сплочённый коллектив.
Работа должна приносить удовольствие и не быть рутиной!
С помощью таких простых инструментов это легко реализовать, главное знать к кому обратиться :)